Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества.

Нынешние подростки значительно отличаются от тех, какими они были еще несколько лет назад. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив прекрасно ориентируются в нем. Данная информация все чаще является негативной для их несформировавшейся детской психики. Ведь  необходимо понимать, что далеко не все, что предлагает подросткам телевидение, интернет является достоверной и правдивой информацией и хорошо влияет на формирование личности.

Подростки сегодня хотят иметь роскошную жизнь, высокие зарплаты, но при этом не хотят ничего для этого делать. Все чаще  они выказывают неуважение к родителям и старшему поколению, утрачивают культуру общения, считают «модным» иметь плохие манеры, наличие пагубных привычек.      

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Известно, что истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества. 

Нынешние подростки значительно отличаются от тех, какими они были еще несколько лет назад. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив прекрасно ориентируются в нем. Данная информация все чаще является негативной для их несформировавшейся детской психики. Ведь  необходимо понимать, что далеко не все, что предлагает подросткам телевидение, интернет является достоверной и правдивой информацией и хорошо влияет на формирование личности.

Подростки сегодня хотят иметь роскошную жизнь, высокие зарплаты, но при этом не хотят ничего для этого делать. Все чаще  они выказывают неуважение к родителям и старшему поколению, утрачивают культуру общения, считают «модным» иметь плохие манеры, наличие пагубных привычек.      

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Известно, что истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Факторами, влияющими на становление подростков, являются:

  1. Семья. Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

  1. Школа. Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушения.
  2. Улица. Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное время препровождение.

Причины подростковой преступности:

— слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;

— отсутствие воспитательной функции в системе обучения;

— недостаточная организация системы безопасности учебных заведений;

— излишне мягкая ответственность за совершение преступления;

— незнание закона;

— уверенность в безнаказанности;

— безделье, желание повеселиться;

— желание выделиться среди сверстников;

— неблагополучная ситуация;

— давление со стороны друзей;

— употребления алкоголя, наркотиков;

— чувство вины, стыда за неблагополучных родителей.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на педагогов возложена  огромная ответственность  за воспитание личности. В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что субъектом формирования правомерного поведения и профилактика противоправного действия является школа.

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Ранняя профилактика: оздоровляет среду и помогает несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц.

       Основная задача по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин способствующих отклонению от норм.

Основными формами работы по профилактике правонарушения и формирования законопослушного поведения является:

  1. Изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения.

2.Организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время.

  1. Консультации для обучающихся и их родителей.
  2. Индивидуальные или групповые профилактические беседы  с обучающимися и родителями.
  3. Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов занятости их в спортивных секциях, кружках, участие в школьных мероприятиях.

В профилактической деятельности с конкретным ребенком важно не упустить именно время на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, лишь тогда может быть легче достигнут успех.

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

1.Неодобряемое поведение

2.Порицаемое поведение

3.Девиантное поведение

4.Предпреступное поведение

5.Противоправное поведение или преступное

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы

2.Низкая общественно-трудовая активность

3.Негативные проявления

  1. Повышенная критичность по отношению к педагогам и родителям
  2. Негативизм в оценке деятельности
  3. Равнодушное и негативное отношение к воспитательным мероприятиям

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

В нашей школе проводятся мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков.

Много классных часов посвящено профилактике правонарушения, о здоровом образе жизни, о доброте и дружбе, на которых проводятся беседы, разбор конкретных ситуаций.

Классные часы проводятся по следующим темам: «Правонарушение, преступление и подросток»,  «Правила поведения учащихся в школе и на улице», «Мы в ответе за свои поступки», «Азбука поведения вне дома», «Правила поведения учащихся на улице и дорогах»,  «Правовой брейн-ринг», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Чтобы не случилось беды», «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», «Преступление и наказание», «Хочу дружить».

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны  проводимые месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют  сотрудники  ГИБДД, ОМВД России,  В рамках месячника проводятся беседы для обучающихся по правилам дорожного движения, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, о поведении в общественных местах, об ответственности за совершаемые правонарушения, преступления.

Педагогический коллектив школы принимает максимум усилий для организации свободного времени учащихся.  В школе во второй половине дня работают бесплатные кружки, спортивные секции. В них охотно занимаются дети. 

Положительный результат возможен только при совместной и слаженной работе семьи, школы и внешних досуговых и социальных учреждений и организаций.

А.С. Макаренко писал «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого  воспитательного процесса».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *